В коре мозга одни и те же нейроны отвечают и за распознавание
объекта, и за выполнение различных когнитивных манипуляций с этим
объектом. Кора головного мозга, как известно, отвечает за высшие
когнитивные функции; именно тут контролируется оперативная память и
обучение, принимаются решения и ведётся планирование... Но, как это
часто бывает в нейрофизиологии, никто (даже сами нейрофизиологи) не
знает, как именно она это делает. Вот, к примеру, такой вопрос: что
происходит с нейронами коры, когда нужно выучить новую информацию? В
коре уже сформированы какие-то нейронные цепи, выполняющие свои функции,
и что происходит, когда необходимо продолжить обучение? Выделяются ли
под это новые ресурсы или информация каким-то образом наслаивается
поверх прежних электроимпульсов? Специалисты из Уэйк-Форестского
университета (США) поставили эксперимент, в котором следили за
активностью нервных клеток обезьяны в процессе обучения. Животные
смотрели на экран, на котором появлялись разные геометрические фигуры.
Затем исследователи обучали обезьян узнавать разные фигуры и отмечать
сходство между двумя фигурами, появляющимися на экране одновременно. На
каждом этапе эксперимента записывалась электрическая активность нейронов
префронтальной коры. Таким образом исследователи смогли разделить два
рода активности: одна была связана с простым получением стимулов, с
созерцанием геометрических фигур, вторая — с обработкой задания, с
обучением тому, как определять сходные фигуры. То есть фигуры
записывались в оперативную память обезьяны, что и позволяло выполнять
задания. Вопрос состоял в том, отвечают ли за каждую такую
процедуру разные нервные клетки, которые перебрасывают друг другу
информацию об объектах, или же всё это выполняется одними и теми же
нейронами. Функции префронтальной коры (рисунок Bennett Klein). Как
пишут исследователи в журнале PNAS, правильным ответом оказался второй.
Проанализировав активность нервных клеток, учёные увидели особую группу
нейронов, которая активировалась при обработке задания, удерживая также
информацию, полученную перед этим. Мозг не склонен к бюрократии: тот,
кто получил новые данные, и будет выполнять с ними все требуемые
операции, не отправляя задание в другой «департамент». Именно нейроны,
специализирующиеся на распознавании геометрических фигур, будут
сравнивать их между собой. Авторы работы полагают, что это общий
способ записи данных: какая-то группа нейронов сначала воспринимает
простую информацию о стимуле, а затем уже производит с ней нужные
манипуляции. То есть и описание самого предмета, и описание того, что с
ним нужно сделать, находится в одном месте: весьма разумное управление
ресурсами. Впрочем, от мозга было бы странно ждать чего-то иного. Теоретически
эти данные способны помочь больным с нарушениями кратковременной памяти
— например, из-за инсульта. Но как скоро от фундаментальной теории
удастся перейти к клинической практике, покажет лишь время. http://science.compulenta.ru/665176/ |