Подобранное исследователями соединение безопасно в обращении,
стабильно на воздухе и в присутствии влаги. И при этом оно способно
накапливать водород и отдавать его по требованию.
Учёные из университета Орегона разработали интересный метод хранения
водорода в легко перестраиваемом соединении на основе
бор-азот-метилциклопентана (BN-methylcyclopentane). В отличие от целого
ряда предыдущих исследований, по большей части сосредоточенных на
твёрдых материалах, накапливающих H2, новый состав работает в жидком
виде.
Это означает, что данное вещество можно заливать в бак так же, как
бензин, и фактически на тех же самых АЗС. Такое свойство новинки может
облегчить переход транспорта на новый вид энергоносителя.
При этом бор-азот-метилциклопентан сам не является горючим, но при
соприкосновении с катализатором – хлоридом железа – состав выпускает
газообразный водород, оставаясь всё время в жидкой фазе. Водород
нетрудно использовать в топливных элементах или ДВС.
Схема десорбции водорода из нового жидкого хранилища. Обратите
внимание на более-менее удобные для использования на автомобиле условия
этого процесса, а также неплохой показатель удельной вместимости
(количество водорода на единицы веса и объёма жидкого материала). И
учёные намерены ещё улучшить показатели данной технологии (иллюстрация
Wei Luo, Shih-Yuan Liu et al.).
Отработавший состав можно отправить на повторную зарядку водородом,
утверждают разработчики. Это, быть может, не так удобно, как заправка
гидридных баков или ёмкостей с разными сорбентами (которые, однако, всё
никак не выйдут из стадии опытов). Но очевидно, что новый способ
хранения водорода на борту транспортных средств удобнее и безопаснее
ныне используемых баллонов со сжатым водородом или баков с жидким H2.
Источник: http://13stroy.ru/publ
http://www.membrana.ru |