На каком языке можно говорить с компьютером? Какую подготовку
должен пройти оператор интерфейса "мозг-компьютер”? Что такое
психонетический язык и эйдограммы? Об этом и многом другом рассказывает
Олег Георгиевич Бахтияров, автор концепции психонетики, разработчик
методологии и методик деконцентрации, корпуса техник активизации
сознания и прямой работы с сознанием.
- С какими сложностями сталкиваются исследователи в работе над интерфейсом "мозг-компьютер” (ИМК)?
- При разработке ИМК возникает ряд проблем в нормировке состояний
сознания, являющихся исходным пунктом управления ИМК. Во-первых, спектр
создаваемых состояний, которые могут быть отражены в
нейрофизиологических показателях, пригодных для управления ИМК, без
специальной подготовки невелик и обычно сводится к чередованию
напряжения (сосредоточения) и расслабления. Во-вторых, по мере
формирования все более дифференцированных состояний разброс
индивидуальных вариаций стремительно возрастает. Поэтому и требуется
специальная подготовка, включающая в себя овладение техникой
формирования дифференцированных состояний, средства фиксации таких
состояний и унификацию отражений этих состояний в нейрофизиологических
показателях. При этом средства фиксации должны отражать семантику самих
состояний. Таким образом, предполагается овладение двумя «языками»: а)
средствами внешней фиксации, допускающими передачу содержания состояния
другим операторам и создание инструкции для действий оператора («язык
А»); б) «языком» нейрофизиологических паттернов состояний («язык Б»).
При этом должно быть установлено однозначное соответствие между
«языками» А и Б.
- То есть оператор интерфейса "мозг-компьютер” должен пройти серьезную подготовку?
- Обучение технике формирования заданных состояний – достаточно
сложный процесс. Состояния, в отличие от конкретных образов, без
специальной практики субъективно мало различимы, а наша задача требует
различения десятков, если не сотен различных состояний. Это, так
сказать, первичный язык, с которым имеет дело оператор. Проблема в том,
что весь спектр возможных состояний не отражен в естественных языках
(кроме наиболее общих – возбуждения, расслабления, усталости и т.д.) и
нет способа конкретно описать именно это, не какое-нибудь иное
состояние.
В психотехнической практике состояния задаются не перечнем их
свойств, а генетически – способом их формирования. Поэтому
психотехническая подготовка сопровождается еще и разработкой
специального языка, отражающего и фиксирующего различные состояния. Это
тоже непростая задача – должны быть сформированы достаточно яркие
образы, обозначающие состояния и являющиеся ключом к их воспроизведению.
В нашем случае для формирования таких образов выбраны психонетические
визуальные языки (1), позволяющие четко фиксировать тонкие смысловые
различия и передавать их другим операторам, владеющим подобным языком.
- Что такое психонетический язык?
- Он состоит из так называемых эйдограмм – визуальных образов,
означающих нюансы состояний и, в силу своей образной природы,
облегчающих воспроизведение передаваемых состояний. Примеры эйдограмм с
градацией состояний вы можете увидеть на рисунке 1. В данном случае
эйдограммы отражают разные степени печали – от легкой грусти до глубокой
депрессии.
Эйдограммы не читаются, а переживаются. Их задача – донести до пользователя не понятия, а субъективные переживания.
- Однако нюансы состояний должны быть понятны не только
оператору, но и разработчикам робототехнических систем, не прошедших
специальной подготовки...
- Верно, и тут возникает потребность в специальном искусственном
рациональном языке, точно так же отражающем смысловые нюансы. Хотя и не
столь дифференцировано, как визуальные психонетические языки. Для этой
цели может быть использована знаковая система ифкуиль/илакш,
разработанная Дж.Кихадой(2). Визуальный язык плюс ифкуиль-илакш позволят
зафиксировать тонкие нюансы состояний, для которых нет соответствий в
естественных языках. Появится возможность моделировать состояния,
которых не было в предыдущем опыте оператора и формулировать инструкции
по их достижению.
По сути дела ифкуиль/илакш проводит тотальную деконструкцию понятий
обычного языка, возвращая понятия к исходным смысловым конструктам.
- Какую роль здесь играет деконструкция понятий? Что это такое?
- Понятия нуждаются в деконструкции, поскольку обрастают множеством
дополнительных значений и смещаются по отношению к исходному пониманию.
Деконструкция снимает этот наросший за долгое время слой и
восстанавливает первичное значение и первичный контекст. Это дает
возможность соотнести современный опыт с опытом предыдущих поколений и
понять его. Но параллельно нужно ввести специальный технический язык,
столь же отличающийся от естественного, как и языки математики.
- Когда оператор подготовлен и овладел языками фиксации
состояний, каким образом будет происходить его взаимодействие с
компьютером?
- Здесь возникает задача разработки еще одного языка, позволяющего
осуществить связь между оператором и компьютером. Ведь сигналы,
поступающие в компьютер, отражают фиксируемые энцефалографические
параметры. Оператор должен сопоставить свои состояния, соответствующие
действиям аватара, с отраженными на мониторе паттернами. Нужно научиться
переводить состояния в набор унифицированных параметров. Это делается в
рамках систем биообратных связей, причем управляемые образы как раз и
представляют собой уже выработанные к этому времени эйдограммы.
- Сколько времени в среднем понадобится оператору ИМК для обучения?
- Программа подготовки операторов достаточно сложна, но эта сложность
отражает и сложность самой задачи. Нужно также учесть, что
робототехника стремительно развивается, появляются так называемые мягкие
роботы, меняющие свою форму и объем. Управление даже такими системами в
режиме ИМК резко усложняет требования к оператору, а следующее
поколение неантропоморфных роботов сейчас трудно даже представить. Это
означает, что придется развивать новые формы сознания и постановка
задачи в отношении ИМК является только первым шагом.
Все это и определяет время, необходимое для подготовки операторов –
порядка 9 месяцев. Более форсированное обучение чревато эксцессами. Хотя
со временем, когда психотехническая работа с сознанием станет
культурной нормой, эти сроки могут быть безболезненно сокращены.
- Как именно будет происходить обучение оператора интерфейса "мозг-компьютер"?
- В циклограмму подготовки включаются упражнения, разработанные в
рамках психонетического проекта. Главной мишенью будут
энцефалографические паттерны, соответствующие основным действиям
аватара. Нужно создать несколько десятков унифицированных для операторов
паттернов состояний, в т.ч. и обеспечивающих неантропоморфные функции.
Параллельно операторов нужно обучить средствам фиксации состояний в
специально разработанном языке.
- Как Вы думаете, когда будет готова программа обучения оператора интерфейса "мозг-компьютер"?
- В принципе, она уже существует как программа обучения процессами в
сознании, но доводка до конкретных параметров, согласование с
техническим развитием проекта "Аватар”, отработка на конкретной группе
займет год.
- Можно ли говорить, что биоуправление станет новой системой восприятия?
- Да, поскольку у подавляющего большинства людей нет опыта различения
состояний без опоры на обычные чувственные проявления и подобный опыт
не поддерживается современной культурой, можно говорить о формировании
особой модальности восприятия состояний, не совпадающей с визуальной,
аудиальной или кинестетической модальностями.
А решение этой задачи откроет новые возможности помимо управления аватаром.
- Возможно ли со временем упростить работу ИМК до такой степени, что устройство не будет требовать долгого обучения оператора?
Долгое обучение оператора обусловлено тем, что целенаправленная
работа с собственным сознанием не поддерживается всем строем нашей
культуры. Сейчас обучать взрослого оператора работе с ИМК все равно, что
обучать чтению и письму во взрослом состоянии. Когда работа с
сознанием станет элементом культуры и воспитания, обучение работе с ИМК
не займет много времени. ИМК или его технологические «потомки» будут
такой же принадлежностью человека, как книга для современного человека.
- Каким вы видите будущее через 20-25 лет? Какова в нем роль ИМК?
Говоря о будущем мы должны различать будущее, которое мы хотим, и
будущее, которое к нам идет. Необязательно то, что хотим, должно
осуществиться. Сейчас многие аналитики говорят о кризисе прохождения
через постиндустриальный барьер и мир по ту сторону будет так же не
похож на современный мир, как мир после исторического спазма 1914 -1945
годов оказался совершенно непохожим на мир до 1914 года. С одной стороны
появляется возможность создания креативного общества и креативной
экономики, с другой – средства контроля за поведением будут этому
противостоять. Появятся новые факторы, о которых мы еще и не
догадываемся. Сейчас любая программа должна соотноситься с этой высокой
неопределенностью социокультурных процессов, окружать себя
«онтологическими бастионами», тщательно прорабатывать метафизические
аспекты проекта.
Но в любом случае это будет мир работы с сознанием и, еще раз
повторю, ИМК будет таким же обычным явлением, как компьютер сейчас.
- Как вы оцениваете инициативу движения "Россия 2045" и его цели?
Начнем с первой формулировки. Саму идею бессмертия следует
рассматривать как фундаментальный вызов, поскольку она затрагивает ряд
существенных аспектов нашей жизни, о которых многие люди в условиях
упрощенного общества уже и забыли.
Во-первых, тот слой сознания, который у нас активизирован и в котором
существуют предметы, качества, свойства, пространство, время, жизнь,
смерть – лишь тонкий слой, тонкая пленка на поверхности огромной толщи
сознания. Тот мир, который мы видим, «сделан» нашим сознанием, его
структурами и выход в те слои сознания, из которых творится видимая
форма мира радикально изменяет оценку жизни, смерти, прижизненных и
посмертных перспектив.
Во-вторых, религиозное сознание (а полноценное сознание включает в
себя религиозную составляющую) рассматривает существование человека как
многомерное явление. Помимо земной жизни есть еще и жизнь вечная, есть
финальное преображение человеческой природы. Все это делает тему
продления физического существования чрезвычайно напряженной и требующей
ответа на метафизические вопросы.
Наконец, человек – существо крайне несовершенное и тащить это
несовершенство в бессмертие как-то странно. Получится как в
стихотворении Федора Сологуба:
«И вынес я опять на сушу,
В больное, злое житие,
Мою отверженную душу
И тело грешное мое».
Отсюда вывод: «Россия 2045» заставит нас обсуждать очень серьезные
вопросы, и это обсуждение приведет к серьезным переформулировкам. Я
полагаю, произойдет смещение задач от продления жизни на управляемое
развитие человека с выходом за пределы человеческих ограничений.
Собственно, это и происходит. К тематике привлекаются люди различных
воззрений, в том числе и различных взглядов на первоначальную постановку
вопроса. Но это не мешает реализовывать свои локальные проекты.
http://www.2045.ru/news/29372.html |