Ученые из Института Скриппса во Флориде (The Scripps Research
Institute), занимающегося биомедицинскими технологиями, установили, что
нейромедиатор головного мозга допамин (он же дофамин) ответственен не
только за запоминание, но и за «удаление» воспоминаний, благодаря двум
разным типам рецепторов, сообщает пресс-служба института. По мнению ученых, их открытие поможет в создании лекарств для поддержания познавательных процессов и памяти. «Это
исследование сосредоточено на молекулярной природе активного забывания.
До сегодняшнего дня считалось, что забывание — в большей степени
пассивный процесс, однако наше исследование показывает, что это активный
процесс, который, вероятно, можно регулировать», — цитируются в
сообщении слова главы отделения неврологии Рона Дэвиса (Ron Davis),
который ведет проект. Группа ученых провела серию экспериментов
над плодовыми мушками дрозофилами. Исследователи сформировали у
подопытных ассоциации с различными запахами — конкретный запах
ассоциировался с одной стороны с едой (позитивный стимул), а с другой
стороны — с электрическим разрядом средней силы (негативный стимул).
Исследователи наблюдали за изменениями в мозгу у мушек в процессе
запоминания или забывания новой информации. Ученые выяснили, что
специфичные нейроны в головном мозге высвобождают допамин через два
различных рецептора, известные как dDA1 и DAMB, расположенные в
грибовидных телах мозга насекомых. Исследователи установили, что первый
рецептор ответственен за создание воспоминания, а второй за забывание. Когда
нейроны допамина начинают сигнальный процесс, dDA1 рецептор
гиперстимулируется и начинает формировать воспоминания, необходимую
часть создания памяти. Сигнал проходит и через DAMB рецептор, который
определяет забывание только что созданных, но еще не консолидированных
воспоминаний. Один из участников научной группы Якоб Берри (Jacob
Berry) установил, что блокировка сигналов допамина после получения новых
знаний расширяет память мушек. Гиперактивация тех же самых нейронов
после запоминания разрушает память. Мутация в первом рецепторе приводит к
появлению дрозофил, неспособных учиться, тогда как мутация в другом
— блокирует забывание. По мнению исследователей, данный эксперимент поможет раскрыть тайну феномена памяти ученых. «Ученые
имеют большой объем памяти в специализированных областях. Но, возможно,
это не память дает им это пространство, может быть, у них просто
нарушен механизм забывания», — цитируются в сообщении слова Дэвиса. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron. ria.ru/science/20120511/646733554.html |