Исследователи из Университета Вашингтона (США) выяснили, что
дети могут воспринимать человекообразных роботов как друзей,
устанавливать с ними эмоциональный контакт, проявлять по отношению к ним
эмпатию и даже делиться секретами.
Одна из моделей Robovie (фото Henriette Cramer).
Человекообразные
роботы-няньки очень пригодились бы современным вечно занятым родителям,
и такие роботы интенсивно создаются. Но тут возникает вопрос: сможет ли
робот обеспечить интеллектуальное и социальное развитие ребёнку?
Насколько нормально у ребёнка с такой нянькой станут развиваться
когнитивные навыки и навыки общения, будет ли он адекватно воспринимать
окружающий мир?
Очевидно, чтобы такая «нянька» работала как надо,
она не должна быть предметом или инструментом, который можно сломать,
выбросить или просто не обращать на него внимания. Ребёнок должен
чувствовать в роботе индивидуальность, доверять ему свои эмоции и
распространять на него моральные правила. Исследователи из Университета Вашингтона (США) попробовали выяснить, могут ли дети в принципе установить социальный контакт с роботом.
Психологи
наблюдали за поведением 9-, 12- и 15-летних мальчиков и девочек,
оставшихся наедине с человекообразным роботом Robovie компании Vstone (см.
одну из моделей на видео ниже). Исследователи управляли роботом на
расстоянии, о чём дети не знали. Как пишут психологи в журнале Developmental Psychology,
80% детей считали Robovie разумным, а 60% верили, что он испытывает
какие-то чувства. Они здоровались с роботом за руку, обнимали его и
разговаривали — в общем, устанавливали с автоматом социальный контакт.
В ходе эксперимента дети играли с Robovie в игру: каждый должен был угадать и принести предмет, который задумал другой. Психологи подговаривали ребят отправить робота в платяной шкаф, а сами заставляли Robovie отказаться от этого похода, потому что там «темно и страшно». Выяснилось, что более половины детей считали неправильным отправлять Robovie туда, где ему не нравится. Точно так же, когда детей просили прервать игру, они говорили, что должны роботу ответный ход. Более половины ребят признались, что охотно доверили бы автоматической гувернантке свои секреты.
То есть дети охотно вступают с человекообразным механизмом в эмоциональный контакт, действительно принимая его как индивидуальность. А вот что касается политических и экономических аспектов социальной жизни, то тут успехи Robovie были не столь значительны: несмотря на «индивидуальность» робота, дети отказывали ему в праве голосовать и вообще считали, что его можно продать и купить. С другой стороны, следует помнить, что роботом управляли люди. Пусть дети могут подружиться с автоматической нянькой, но какому алгоритму должен подчиняться такой автомат? Должен ли он всегда потакать детям, играя во что им заблагорассудится? Или должен где-то ставить ограничения и проявлять свою индивидуальность, отказываясь играть в то, что ему — роботу — «не нравится»?
Исследователи пессимистично отзываются о ближайших перспективах таких механизмов: человеческая психика слишком непредсказуема и сложна, чтобы можно было создать «воспитательный» алгоритм. Разве что в туманном будущем, о котором писатели-фантасты знают больше учёных.