Создано колесо, способное ехать в любом направлении
Устройство Permoveh, созданное профессором Киотского
университета (Япония) Масахару Комори, оснащено колесом, способным, не
поворачиваясь, ехать влево или вправо под любым углом. Разработка может
найти применение в креслах-каталках и механических погрузчиках,
предназначенных для тесных помещений.
Профессор Масахару Комори
изобрёл своё колесо специально для кресла-каталки Personal Mobile
Vehicle(Permoveh). Зачастую переместиться вбок на современном
кресле-каталке можно, лишь отъехав назад хотя бы одним из колес. А если
отъезжать некуда, начинается настоящий кошмар...
И вот тут-то
появилось японское чудо-колесо, состоящее из 32 катков, способных
вращаться как вперёд-назад, так и, после поворота каждого из них,
перпендикулярно, под прямым или иным углом. Комбинирование катков,
повёрнутых прямо и перпендикулярно, ведёт к движению по диагонали
(впрочем, количество направлений всё же ограничено).
«Колёса
внутри колеса», как называет устройство автор, или многокатковое колесо,
пока довольно дорого: по словам г-на Комори, продемонстрированный им
образец с четырьмя колёсами стоит около $36 тыс. Поэтому профессор
бьётся над тем, чтобы довести цену до $12 тыс., после чего массовое
производство станет осмысленным.
Принцип
движения колеса весьма прост: 32 индивидуально поворачиваемых катка
позволяют менять направление движения не сходя с места. (Фото Kyoto
University.)
В качестве возможных
областей применения учёный называет не только кресла-каталки, но и
погрузчики, работающие в тесноте складских помещений. Колесо пригодится
домашним и иным подвижным роботам, предназначенным для ограниченных
пространств с многочисленными препятствиями. КПД такого колеса
практически не уступает обычному; кроме того, по сути, оно меняет
подвеску на многоточечную независимую, поэтому мягкость хода значительно
повышается. Хотя скорость Permoveh ограничена 6 км/ч, сделано это по
соображениям безопасности; теоретически верхний предел скорости у такого
колеса не отличается от обычного.
Кстати, в 2009–2010
годах подобные работы проводила компания Honda, вознамерившаяся
превратить всю поверхность колеса в катки, что и «погубило» инициативу. В
разработке Масахару Комори поворачиваемые обрезиненные мини-катки
занимают лишь некоторую часть поверхности; удельное давление на их
поверхность при этом растёт, но большой диаметр и ширина колеса
компенсируют эту проблему. Зато нет необходимости в точной подгонке
размеров, да и коллатеральное трение катков друг о друга (с поломками
при застревании между ними пыли и грязи, как у Honda UX-3) сведено к
нулю за Если вы хотите придать индивидуальность вашему дому, обращайтесь
в СК Друг Огня. Новый подход действительно значительно проще и,
учитывая кустарный метод изготовления демонстрационного прототипа (в
лаборатории, из произведённых там же мини-катков), можно ожидать, что
массовому производству разработка будет по плечу.
Подготовлено по материалам PhysOrg.
http://science.compulenta.ru/669534/